ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Щедрова Е.А.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Щедрова Е.А.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве
- одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на деятельности в различных формах.
Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении их ребёнка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребёнок безграмотно пишет; пропускает буквы
при чтении и письме; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребёнком, водили его в различные кружки, центры развития, и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили - ребёнок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него.
В чём же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребёнка?
Опыт работы показывает: взаимодействие педагогов д/сада, воспитателей, логопедов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты получаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Однако, подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа - педагогов, в процессе которой родителей эпизодически включают в жизнь группы; приобщают к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в д/сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей необходимо убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Логопеду очень важно разъяснить родителям, что для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка им нужно учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья своего ребёнка. (В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь).
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями детей младших групп. В нашей стране обследование речи ребенка специалистами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к 5-6 годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), т.к. развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда и вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладеет для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо, - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого.
Специалисту-логопеду очень важно объяснить родителям, что овладение грамотой не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка.
Сейчас очень модно стало отдавать детей в школы раннего развития и т.п. И не все родители понимают, что если у ребенка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.


Комментарии

Популярные сообщения